Дюна - лучший фильм 2021 года? (спойлеры)

Олег Кусов19.09.2021
Рецензия

"Дюна" является одним из самых известных научно-фантастических романов 20 века. Впервые роман был опубликован в 1965 году и сделал автора знаменитостью. Именно такое описание можно прочитать в Википедии. Сам я роман не читал и шёл в кино даже не читая описания сюжета фильма.

Главным минусом фильма на мой взгляд является не очень внятный сюжет. И это при том, что он снят по роману и каких-либо пробелов быть не должно, но они есть. В начале фильма нам сразу показывают главного героя Пола Артрейдеса в образе которого выступает Тимоти Шаламэ, и на мой взгляд, именно Тимоти стал своего рода спасителем картины, наравне с потрясающей картинкой, окружением и эффектами.

Технически к Дюне нет абсолютно никаких вопросов. Это, несомненно, самое красивое и технически сложное кино, которое я когда-либо видел. Удивляла практически каждая сцена, начиная с того, как выглядит окружение, заканчивая захватывающими битвами, эффектами взрывов и цветокоррекцией. Очень неплохо создатели обыграли 3D-эффекты во многих сценах. Не было ощущения, что 3D здесь для галочки.

А теперь немного о том, что не понравилось. Я до конца даже после окончания фильма так и не понял сюжета. В начале фильма нам не дают ясно понять о чем он, и самое главное - до конца непонятны мотивы главных героев. Мы оказываемся на планете, которая богата "специей". И владение этой "специей" означает владение всей вселенной. Но почему? В фильме об этом не говорится ну или мне этого не удалось уловить. Непонятны и мотивы Императора, который направил Дом Атрейдес (к которому принадлежит главный герой), на планету Арракис. Император явно знал, что происходит на этой планете.

Также в фильме, на мой взгляд, очень много странных сцен. Например, сцена, где леди Джессика и её сын Пол Атрейдес после крушения корабля находятся скрываются под тканью, а потом оказывается, что их завалило толстым слоем песка. Как при этом до этого тонкая ткань выдерживала такое количество песка - непонятно. Также была сцена, где Дункан Айдахо - оружейный мастер дома Атрейдес - решается "спасти" главных героев, закрыть ворота и отдать себя на растерзание войнам Дома Харконнов (главные злодеи фильма, которые напали на семью Артрейдеса). Однако ирония в том, что после этого другая героиня открыла тайную комнату, о которой знала, но почему-то не решилась остановить Дункана, когда он шёл умирать.

Сцена с нападением на герцога Артрейдеса (отца Пола) также показалась странной. Отключился свет, он выходит из комнаты, видит лежащий труп и вместо того, чтобы побежать за оружием, он медленно подходит к трупу, не оборачивается и не осматривается на протяжении минуты и в этот момент сзади его убивают. Типичный приём... для фильмов 2000х годов. На мой взгляд, сегодня нельзя использовать такие нелепые приёмы.

Вызывает вопросы и попытка убийства главного злодея Владимира Харконнена руками Герцога Артрейдес. В этой сцене, когда герцог распылил яд по комнате, Владимир магическим образом остался живым, и затем его лечили погружением в черную жидкость, в которой он каким-то образом дышал. При этом в фильме никак не объясняется что это за жидкость и почему барон Владимир дышит в ней.

Также в целом не очень понятной оказалась сцена с нападением на дом Артрейдеса. Почему они просто не сбросили на них бомбы, если хотели уничтожить? Их задачей не было сохранить жизнь кому-либо из Артрейдесов. Тогда к чему вообще была вся эта операция по захвату Артрейдесов? Ведь даже в сцене с похищением Пола и Джессики на вертолете, трое из дома харконненов решили их убить. Да, просто взять и убить. При этом у них очевидно не было приказа доставить их живыми. Да и самого герцога Артрейдеса Владимир также хотел просто убить.

В фильме также была сцена, где один из местных жителей планеты объяснял Полу, что посаженные пальмы возле их поселения являются священными. Но почему? Об этом нам не рассказывают. Нам просто сказали и мы должны просто верить. Затем во время захвата поселения Артрейдесов нам показывают горящие пальмы. И приём был ясен - показать, что Владимир настолько ужасен, что уничтожает даже священные пальмы. Однако эмоций оно не вызвало, потому что зрителю не дали проникнуться их священностью и не дали понять их реальной ценности.

Также в Дюне не очень хорошо раскрыта сама тема особенности Пола. Все кругом говорят о том, что он особенный, но после окончания фильма его особенность так и не проявляет себя. Зрителю дают понять - ждите вторую часть, однако я хотел увидеть хоть немного его особенности уже в первой части. Да, возможность силой голоса управлять людьми выглядит впечатляюще, но в фильме попросту не было пронизывающих до мурашек сцен, чтобы эта сила как-то себя могла проявить, а черви, которые ползают под песками планеты и вовсе играли роль декораций, потому что они себя также не раскрыли.

При этом забавным показался тот факт, что на протяжении всего путешествия Пола, где бы он ни был в пустыне, ему всё время встречались племена и другие люди. И это при том, что кругом пустыня, где не должно быть никого. Смутил и тот факт, что главный герой довольно худой, но при этом мог сражаться с противниками, которые в 2 раза крупнее его самого.

Продолжать можно долго, в фильме много пробелов и непонятных моментов, но всё равно я считаю Дюну лучшим фильмом 2021 года. При всей скучности и невнятности сюжета Дюна - это визуальный оргазм.

Делитесь рецензией и подписывайтесь на меня в Twitter.